Художники и корпорации

Теги

Художники, желающие приглушить собственную индивидуальность и сопряженный с ней миф о художественной креативности, тоже создают корпорации, которые функционируют как своего рода антропоморфный бренд - или аватар.

Термин «корпоративный», как правило, ассоциируется с промышленными и коммерческими предприятиями, но он может обозначать деятельность любой организованной группы. В условиях современного медийного общества корпорации каждого типа различаются эстетически - по принятым ими «визуальным идентичностям» (которые создаются с помощью брендинга, включающего разработку логотипа, характера демонстрации товара и рекламы) - и эмпатически по представляющим их лидерам или оплаченным «лицам».

Например, «Корпорация Бернадетт» - это художественная группировка, основанная в 1994 году и известная своими вылазками на территорию индустрии моды, арт-дилерства и активизма. Гибкая модель «холдинга» позволяет ей маневрировать между художественным миром и политикой, как это удавалось и коллективам, возникшим в восьмидесятых к годах: «АСТ-UP» или «Guerilla Girls». В 2004 году «Корпорация Бернадетт» опубликовала роман «Рина Сполингс», ставший своего рода манифестом или общей теорией аватаров.

Корпорация Бернадетт - это художественная группировка

В нем выдуманные приключения главной героини Рины Сполингс выявляют две разновидности силы изображения: его способность поглощать человеческое существо посредством идентификации и проекцию действенных репрезентаций на реальные ситуации с целью влиять на события.

В первой главе «Рины Сполингс» Рина - смотрительница в музее Метрополитен впадает в медитативное состояние перед знаменитой картиной Эдуарда Мане «Дама с попугаем» (1866), висящей в зале, где она работает. Снова и снова книга рассказывает о встречах людей и картин, в ходе которых различия между ними начинают размываться: «Она немного выпрямилась и устремила взгляд на работу Мане на стене, напротив. 

Женщина на картине была такая же бледная и неприметная, как она сама. Рина могла бы быть работой Мане, одной из этих мыслящих картин, на которые сколько ни смотри, не сможешь увидеть их насквозь». Как раз такой «мыслящей картиной» и становится Рина, когда эксцентричный делец Марис Парингс угадывает в ней икону богемного шика и делает ее манекенщицей нижнего белья. 

Благодаря этому Рина приобретает социальную мобильность, попадает в круг знаменитостей (то есть людей-картин, или аватаров) и обретает способность создавать новые сообщества посредством немыслимых смычек живых и опосредованных репрезентаций. Встретившись с полотном Мане, Рина, таким образом, встречает и узнает себя в качестве картины, а затем становится картиной в результате превращения в манекенщицу.

В третьей парадигме, исследуемой в романе, эти персонифицированные картины начинают действовать как агенты. Сдвиг в сторону действующего образа - или в область аватаров, ярче всего проявляется в мятеже, инсценированном компанией Парингса «Да здравствует труп!» и озаглавленном «Кино проклятых» (или «Битва на Бродвее»): этот спектакль с Риной в главной роли и с множеством уличных бунтарей в массовке перерастает в настоящий мятеж. 

Идея, проводимая «Риной Сполингс», заключается в том, что, когда изображения действуют, воображаемое вызывает реальные последствия, выступая как катализатор, и искусство приобретает значение политической силы, другими словами, аватара.

В том же 2004 году, когда роман был опубликован, его вымышленная героиня Рина Сполингс вошла в мир и начала, подобно аватару, действовать - как арт-дилер, хозяйка галереи Рины Сполингс в центре Нью-Йорка (основанной писателем Джоном Келси и художницей Эмили Сандблад) и одновременно как художница, участвующая в групповых проектах и устраивающая персональные выставки, ее работы даже попали в коллекцию МоМА.

арт-объекты Рины Сполингс

Некоторые арт-объекты Сполингс созданы в сотрудничестве с художниками галереи, а некоторые составлены из материала обычных галерейных «артефактов» - гостевых книг или скатертей, которыми накрывались столы во время вернисажей. На своей первой персональной выставке «Единственная и неповторимая». Рина Сполингс представила объекты большой иконической силы: разнообразные флаги на обыкновенных бытовых флагштоках.

Флаг представляет собой особый вид репрезентации: его функция - утверждать суверенность чего-либо. Представленное в виде флага, произведение искусства обнаруживает свой бессознательный империалистический импульс - притязание на территорию и требование признания. Этот импульс подчеркивало столь же «империалистическое» поглощение флагами Сполингс двух классических художественных медиа: живописи как окрашенной поверхности и скульптуры как трехмерного объекта (также работы Сполингс намекают на темпоральные медиа, поскольку флаг способен двигаться под действием ветра). 

Короче говоря, Рина Сполингс начала свою публичную карьеру художницы с водружения флага: она оккупировала физическое и информационное пространство арт-мира и охватила как можно больше медиа в полном соответствии с провозглашенным Розалинд Краусс «постмедиальным состоянием». Третий посыл, дополняющий первые два, заключается в стремлении Рины быть художницей и арт-дилером одновременно. Вместо того чтобы войти внутрь арт-мира, Рина Сполингс, если угодно, стала арт-миром.

Конец