Коллекционер разобьет стекло

Теги

Начавшееся в шестидесятые годы стремительное умножение числа галерей, арт-ярмарок, биеннале и музеев, многие из которых построены по проектам именитых архитекторов, привело к разрастанию и спектакуляризации арт-мира и сделало его частью индустрии развлечений и туризма. Таковы основные условия, на которые реагируют «Корпорация Бернадетт» и другие аватары, например, «парижанка» Клер Фонтен - ею «оперируют» два ассистента, Фульвия Карневале и Джеймс Торнхилл, а имя аватара позаимствовано у знаменитой марки записных книжек «Clairefontaine», кроме того, буквальное значение этого имени, «чистый фонтан», отсылает к «Фонтану» Дюшана.

Для художника уже недостаточно просто делать объекты в студии и пассивно наблюдать за их вхождением в публичную сферу; пример Рины Сполингс предполагает, что вся система производства, распространения, продажи, экспонирования и критической рецепции, составляющая артмир, должна быть, как говорят экономисты, вертикально интегрирована.

 Реди-мейд художница Claire Fontaine

Действительно, Клэр Фонтен, чьи работы зачастую отзываются на работы других художников, например, вслед за Риной Сполингс она сделала серию флагов, серьезно озадачена вопросами труда. В 2006 году в интервью Джону Келси она заявила: «Разделение труда и есть фундаментальная проблематика нашей работы. Сама суть проекта Клер Фонтен коренится в невозможности принять разделение между интеллектуальным и физическим трудом, арт-мир обладает наибольшей способностью ускользнуть от такого рода иерархии».

Клер Фонтен позиционирует себя как реди-мейд художник, но на еще более глубоком уровне она исследует разделение труда, которое все интенсивнее проявляет себя в глобализированных экономических системах: отрыв ручного производства, сосредоточенного в отдаленных от центра местах и культурах, от управляющего им из этого центра интеллектуального труда. Часто ее проекты указывают на более широкие геополитические условия глобального труда, который пересекает национальные границы за счет легальной и нелегальной миграции и корпоративного аутсорсинга.

Работа «Иностранцы повсюду», выставленная в окне дома в Восточном Иерусалиме в 2008 году, напрямую обращалась к подобному разделению по этническому/национальному признаку, о чем Клер Фонтен говорит в интервью 2008 года: «Переведенные на иврит и на арабский слова апостола Павла «разделяй разделение» или „разделяй разделенное" поочередно загораются в виде неоновых надписей одна над другой.

Коль скоро художники остались в числе тех немногих, кто объединяет ручной труд с интеллектуальным, корпоративно или другими способами. Как писал философ Бруно Латур, в сетевом мире локальное и глобальное напрямую связаны и, как правило, существуют бок о бок, он приводит железнодорожное сообщение как пример того, что даже удаленная сельская станция непосредственно связана с обширной транспортной инфраструктурой.

«Корпорация Бернадетт» и Клер Фонтен отказываются переносить механизмы глобализации на силы или условия, внешние по отношению к ним: искусство не отражает глобальное разделение труда – скорее сам художник формируется подобными разделениями. Неудивительно поэтому, что обширная ретроспектива Клер Фонтен, состоявшаяся в 2010 году в Музее современного искусства Северного Майами (Флорида), называлась «Экономики» и включала работы, открыто подрывающие финансовые отношения между художницей и ее галереей.

Корпорация Бернадетт и Клэр Фонтен

Подобно многим специализированным рынкам, чью основу составляют высоко-персонализированные товары, таким, как индустрия моды или графический дизайн, - экономика арт-мира во многом базируется на доверии, вопреки общеизвестному «секрету», что галереи зачастую эксплуатируют труд своих художников, а коллекционеры не торопятся платить за произведения искусства.

Выставка «Экономики» демонстрировала серию обрамленных чеков на предъявителя без указания суммы, в подписи к каждому значилось «Доверие», а в круглых скобках - имя подписавшегося, выписанных разными галереями, выставляющими работы Клер Фонтен по всему миру.

Если коллекционер «разобьет стекло» и заполнит чек, он уничтожит работу Фонтен, одновременно получив с этого прибыль и, возможно, обанкротив галерею. Разумеется, существует и сопутствующая дилемма для арт-дилера, которому в этом случае предстоит решить, оплачивать ему чек или нет.

Успех аватара заключается в его способности действовать внутри определенного мира, в конце концов, невозможно «увидеть» все глобальные операции транснациональной корпорации одновременно, но проще простого понять аллегорию принципа «карт-бланш», предложенную Клер Фонтен. Создание успешного аватара, таким образом, подразумевает внедрение в определенный мир путем овладения его правилами поведения и демонстрации этих правил.