Навигация внутри картин

Теги

Китайская художница Цао Фэй (род. 1978) сконструировала трехмерную симуляцию современного Китая - город под названием RMB - в созданном компанией «Linden Lab» в 2003 году комьюнити Second Life», которое позволяет своим пользователям («резидентам») строить и населять широкий спектр виртуальных сред.

Визуально насыщенная анимация элегических видео, созданных Цао в «Second Life» и напоминающих японское аниме и всемирную культуру графической литературы и мультипликации, эстетически сильно отличается от проектов «Корпорации Бернадетт» и Клэр Фонтен, вдохновленных концептуальным искусством. Но главной отличительной особенностью проекта Цао является погружение зрителя в образ RMB-Сити.

Цао Фэй образ RMB Сити

Привлекательность комьюнити «Second Life» заключается в возможности коллективного входа в картину: игра сама по себе есть социальный эксперимент, в ходе которого предлагается выяснить, как «резиденты» со всего мира могут вместе обитать в одном виртуальном пространстве. Хотя в целом в мире «Second Life» преобладает атмосфера беззаботного эскапизма (будто его резиденты наслаждаются отпуском на островах), в нем находят свое место и бизнес, и художественная жизнь, и политические акции, а экономика базируется на игровой валюте - линденском долларе.

Созданный Цао город включает несколько «фирменных знаков» Китая, от плывущей панды до подвесной модели здания штаб-квартиры Центрального телевидения Китая в Пекине, спроектированного Ремом Колхасом. Но в данном случае реди-мейд стереотип, в отличие от тех, что предлагались художниками-апроприационистами и представителями политики идентичности, в буквальном смысле обитаем: внутри него, как в своеобразной среде, можно перемещаться, и Чайна Трейси - созданный Цаоаватар - так и поступает, словно физически ведя своих зрителей через аллегорию недавней истории Китая, физический облик которого меняется чуть ли не ежедневно, как радикально преобразуется и идентичность его граждан.

Анимация видео в Second Life художницы Цао

Видео, которые проводят нас через RMB-Сити, очень красивы, а аватары, встречаемые нами по пути, экзотичны: одни из них антропоморфны, другие нет, некоторые танцуют в одиночку, другие оживленно беседуют, разбившись на пары. Но, вероятно, самым важным аспектом проекта RMB-Сити является то, как он репрезентирует два вида движения, присущего виртуальным мирам: с одной стороны, плавное скольжение, а с другой - резкие переходы из одной локации в другую.

Каждый способ передвижения предлагает свой вариант навигации внутри картин: либо полное погружение, соответствующее фантазии о свободном интернет-серфинге и создающем эффект присутствия игровом процессе, либо мгновенные скачки, отрицающие гравитацию и пространство и позволяющие совершать внезапные перемещения с места на место, которые при этом никак друг с другом не связаны.

В обоих случаях виртуальное пространство полагается миром неограниченных возможностей, которые в проекте Цао кажутся неразрывно связанными с манией строительства, охватившей города Китая: указанием на это состояние служат постоянно обновляющиеся объявления о продаже «земли» в «Second Life».