Cон есть ребус

Теги

В эпиграфе к «Толкованию сновидений» Зигмунд Фрейд провозглашает: «Если не трону небесных богов, ад всколыхну я». Этой цитатой из «Энеиды» основатель психоанализа «хотел показать напряжение вытесненных инстинктивных импульсов».

Именно здесь, по-видимому, и следует искать связь между первооткрывателем бессознательного и дерзкими новаторами венского искусства - Густавом Климтом (1862-1918), Эгоном Шиле (1890-1918) и Оскаром Кокошкой (1886-1980). Выражая и тем самым освобождая подавленные инстинкты и подсознательные желания, эти художники в самом начале века тоже будто бы всколыхнули ад.

Провокационные картины Густава Климта

Однако это освобождение было далеко не простым. Ничем нескованное выражение не слишком типично для искусства, тем более - для психоанализа, и Фрейд нив коем случае не поддержал бы его: консервативный коллекционер памятников древнеегипетской и других восточных культур, к художникам-модернистам он относился настороженно.

Связь между этими четырьмя венскими современниками лучше описывается понятием «работа сновидения», предложенным Фрейдом в «Толковании сновидений». Согласно этому эпохальному исследованию, сон есть «ребус», бессвязное повествование в образах, борьба скрытого желания, стремящегося к выражению, с вытесняющим его внутренним цензором.

Наиболее провокационные картины Климта, Шиле и Кокошки, преимущественно портреты, часто подразумевали именно такой конфликт: борьбу между выражением и подавлением, экспрессией и репрессией у модели и художника одновременно. Возможно, их искусство активнее, чем какой-либо другой модернистский стиль, ставит зрителя в позицию психоаналитика.