Федор Толстой - эффект иллюзорности

Теги

Знатное дворянское происхождение Федора Толстого, родился в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и определило всю его дальнейшую судьбу: учеба в Морском корпусе и блестящая карьера морского офицера. Однако в 1804 году он подал в отставку и поступил в Петербургскую Академию художеств, в медальерный класс под руководством И. П. Прокофьева. В 1810 году художник приглашен на службу в Монетный двор в качестве медальера.

Творческая карьера Толстого складывалась удачно: в 1842 году он получил звание профессора медальерного искусства, в 1849 - профессора скульптуры, с 1828 по 1859 год занимал пост вице-президента Академии художеств.

Картина Федора Толстого в Москве

Имя Федора Петровича Толстого в искусстве связано в первую очередь не с живописным творчеством, а со скульптурой, графикой и медальерным искусством, которые художник считал самыми важными своими занятиями. Еще во время учебы в Академии он создал свою первую серию барельефов из воска - портреты друзей и близких, картины на античные темы. Одной их главных работ Толстого стало создание серии медальонов, посвященной событиям Отечественной войны 1812 года. Выполненные на дисках диаметром 16 см, они запечатлели крупнейшие битвы и сражения войны.

Большое место в творческом наследии мастера занимают иллюстрации к поэме И.Ф. Богдановича «Душенька» 1820-1833 в которых отразились лучшие стороны его рисовального искусства. Написал Толстой и несколько живописных полотен - «Семейный портрет»1830, Вид дачи Марковиль в Финляндии 1855. Одним из первых он обратился к жанру интерьерных композиций, картин-обманок. Изображения всевозможных ягод, цветов, бабочек, мух, птиц были настолько убедительны, что с трудом верилось в их ненатуральность.

Картины обманки


 Картины маслом од заказ в Волгограде

Особое место в наследии Толстого занимают пейзажи и натюрморты, в которых художник использовал эффект иллюзорности, полный эффект сходства изображения с натурой. Известен его пейзаж, якобы прикрытый тонкой папиросной бумагой, сквозь которую просвечивает нарисованное изображение.

Для пущей убедительности уголок бумаги с одной стороны картины загнут, хочется взять за него и смахнуть лист. На самом деле ни папиросной бумаги, покрывающей картину, ни капелек воды, застывших на этих натюрмортах, в действительности не существует, а есть лишь высочайшее мастерство художника, создавшего столь достоверную иллюзию натуры.