Микрокосм Джузеппе Арчимбольдо

Теги

Родился в Милане в семье художника Бьяджо Арчимбольдо. Известно, что в молодости Джузеппе помогал отцу, занимавшемуся росписями Миланского собора. Предположительно, друг отца, живописец Бернардино Луини, познакомил юношу с рукописями Леонардо да Винчи, послужившими толчком к необычному творчеству Арчимбольдо. С 1562 года он состоял на службе при дворе императоров Фердинанда I в Вене, Максимилиана II и Рудольфа II в Праге.

Арчимбольдо купить в Волгограде

Человек многих дарований, Арчимбольдо совмещал в одном лице инженера, художника, архитектора, музыканта, являя собой «леонардовский» тип универсального мастера. В его обязанности входила организация праздничных торжеств, проектирование водных сооружений и музыкальных автоматов, писание королевских портретов, но главное – кураторство над знаменитым «Кабинетом» Рудольфа II, включавшим коллекцию произведений искусства и всевозможных редкостей.

Фантастический портрет в Волгограде



После 26 лет службы у Габсбургов, в 1587 году художник, обремененный славой и богатством, вернулся в родной Милан. Здесь Арчимбольдо создал два самых известных своих портрета - «Флора» (1591) и «Вертумн» (ок. 1590), за которые Рудольф II пожаловал ему титул «графа Палатинского».

Как живописец, Арчимбольдо прославился фантастическими портретами - «коллажами», «скомпонованными головами», составленными из различных предметов, животных и растений. В основе всего его творчества лежало стремление к познанию процессов и явлений, происходящих в окружающем мире, а также в человеке как модели Вселенной.

«Я в образе горы, и это мой портрет, природа, выраженная искусством Арчимбольдо» - было написано на обратной стороне автопортрета художника, сохранившегося до наших дней лишь в копиях других мастеров. В качестве исходного момента программы Арчимбольдо указывают учение Аристотеля об Универсуме, его составных частей - «Четырех элементов» и «Времен года», символизирующих тождество микро - и макрокосма.

Одна из первых попыток художники воплотить идею метаморфозы, в которой он видел возможный путь познания вселенной. Это еще не портреты, «сложные головы», а скорее причудливые силуэты, составленные из отдельных, загроможденных друг на друга плодов и растений. Антропоморфность, свойственная поздним произведениям художника, лишь угадывается в этих картинах

Свою главную задачу художник видел в отображении макрокосма в микрокосме, при этом картина как художественное произведение представляла собой микрокосм, отображающий макрокосм и законы его устройства. Поэтому основой живописи являлся рисунок, так как каждый предмет сам по себе, будучи микрокосмом, должен быть изучен в совершенстве.

Портрет в стиле Арчимбольдо Волгоград

Идеи Арчимбольдо нашли прекрасное воплощение в двух сериях - «Времена года» (первый вариант в 1563 году, второй - в 1573) и «Элементы» (1566). Выполненные для императора Максимилиана II, они в аллегорической форме утверждали мысль о постоянстве и природной естественности власти Габсбургов: господство над миром символизировали «Элементы», а «Времена года» воздавали хвалу и показывали изобилие, обязанное их доброму правлению.

Обе серии были задуманы как единое целое: каждому времени года соответствовал свой элемент, а также возраст человеческой жизни и темперамент. Поэтому Весна в образе юной девушки сочеталась с Воздухом, жаркое молодое Лето - с пылающим Огнем, зрелая Осень - с плодородной Землей, а старая дряхлая Зима - с Водой.

Примененный в обоих циклах прием изображения в виде антропоморфных фигур, составленных из разнообразных вещей, наглядно демонстрировал идею метаморфозы, «discors concordia» (совмещения несовместимого) – приема, столь любимого Арчимбольдо и художниками-маньеристами.

При жизни успешный и знаменитый художник, был практически забыт сразу после смерти. Его наследие вновь обрело популярность на волне скандального интереса к творчеству сюрреалистов, провозгласивших Арчимбольдо своим предтечей..