Грунт для масляной живописи

Теги

Грунтами называют наполненные или ненаполненные растворы, или суспензии пленкообразователя. В качестве пленкообразователей могут использоваться:
  • природные (желатин, рыбий клей, крахмал) и синтетические (эфиры целлюлозы, модифицированные крахмалы, ПВА) клеи 
  • природные (копал, янтарь, сандарак) и синтетические (акриловая, полиуретановая, эпоксидная) смолы 
  • высыхающие масла 
  • натуральные или синтетические олифы 
  • неорганические вяжущие (полуводный гипс, жидкое стекло и др.) 

Грунт играет важную роль не только в придании произведению чистоты и яркости тонов, получению контрастов и т.п., но и в сохранности живописи и ее основы. В некоторых случаях грунтовки выполняют роль шпатлевок или порозаполнителей - наполненных систем для исправления дефектов поверхности. Грунтовки после высыхания образуют ровное однородное покрытие.

Грунты для живописи Волгоград

Первое употребление грунта под живопись («выбеленной доски») легенда приписывает греческому живописцу Кратону. В более позднюю эпоху, к которой относятся фаюмские портреты, при работе в технике энкаустики писали без грунта или - для улучшения связи красочного слоя с доской - последнюю предварительно пропитывали чистым воском. Грунтовки применяются для закрепления наружного слоя окрашиваемой поверхности, обеспечения антикоррозионной и биозащиты.

Грунты для живописи представляют собой промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить ее прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, шероховатую и др.).

Наполнителями грунта являются тонкодисперсные порошки: гипс (двуводный или безводный - ангидрит), известь, свинцовые или цинковые белила, мел, суспендированные в связующем веществе (пленкообразователе).

Исследования показали, что в качестве наиболее употребляемого наполнителя во многих итальянских произведениях XIII - XIV веков и позднее гипс использовался в виде смеси ангидрита и двуводного сульфата кальция. Что, отчасти, подтверждают описания многих авторов способа получения грунта на пережженном гипсе.

Такая грунтовка характерна для стран Средиземноморья. В исследованных русских иконах XIII - XVII веков гипс использовался или в виде дигидрата, или в виде ангидрита. Мел, как наполнитель грунта, встречается в старых произведениях значительно реже, чем гипс. Несмотря на широкое распространение меловых отложений, его состав очень неоднороден и кроме основного вещества - карбоната кальция содержит окислы кремния, железа и других элементов.

Начало