Художественные масляные краски

Временем появления масляных красок условно считается XI век, хотя в сочинении греческого врача Аэтиуса (V - VI вв.) есть информация об использовании льняного и орехового масла позолотчиками и энкаустами. Это подтверждается анализом красочных слоев фаюмских портретов (I век и. э.). Этим временем датируются работы, в которых документально подтверждено использование масла как компонента живописи.

Старейший известный рецепт лака, изготовленного из льняного масла и природной смолы сандаракового дерева, датирован 1100 годом н.э. Он стал известен благодаря монаху Роджеру Ван Хелмерхаузену (Rogerus von Helmershausen).

Художественные краски Волгоград

Масляные художественные краски представляют собой суспензии тонкоперетертых пигментов и наполнителей в маслах или олифах, изготовляемых из растительных масел с достаточно высокой способностью к высыханию. Иногда выпускаются эскизные масляные краски - более дешевые и менее токсичные, чем живописные, используемые для серьезных художественных произведений. Они содержат обработанное льняное масло и вещества, регулирующие консистенцию и продолжительность высыхания.

Отличительной особенностью эскизных красок является замена кадмиевокобальтовых, ртутных, мышьяковистых и некоторых других пигментов на имитирующие их аналогичные по тону, светостойкости и укрывистости и не содержащие вредных для здоровья веществ. Краски предназначены для эскизных и декоративно-живописных работ. По основным свойствам эскизные краски близки к художественным масляным краскам, однако обладают более низкой светостойкостью и недолговечностью.

Пигментами в масляных красках служат окислы и соли металлов - железа, свинца, цинка, олова, меди, титана и др. Для удешевления в непрофессиональные краски иногда вводят наполнители - мел, тальк, барит, каолин и т.н. В художественных красках, в отличие от промышленных, сухие компоненты должны перетираться до размеров не более 5-10 мкм (для профессиональных не более 2-5 мкм).

Компоненты масляных красок

Пленкообразователи

Разбавители масляных красок

Скипидар

Лаки для разбавления

Масла

Нефтяные разбавители

Замедлители и ускорители отверждения масляных красок

Грунты для масляной живописи

В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов - малахита, азурита, реальгара, лазурита (ляпис-лазурь) и всевозможных цветных земель. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червецов.

В масляной живописи связующим для красок служат специально приготовленные высыхающие растительные масла. В производстве художественных красок употребляют главным образом льняное масло, а в некоторых случаях - ореховое, маковое и подсолнечное масла. В отличие от льняного, они меньше желтеют, но зато при высыхании образуют менее долговечные пленки.

При близком значении коэффициента преломления пленкообразователя и пигмента можно получать полулессирующие и лессирующие краски. Чистые немодифицированные масла преломляют свет сильнее, чем клеевые и восковые связующие, а также камеди, однако несколько меньше, чем смолы и бальзамы.

Коэффициенты преломления высыхающих масел колеблются в пределах от 1,469 до 1,522. Существует множество способов обработки масла для использования в живописи - рафинирование, гидратация, отбеливание, фильтрование, уплотнение. Вот самый простой и старейший способ получения уплотненного масла - ею выставляют на солнце в открытой прозрачной стеклянной бутыли.

Под действием солнечных лучей и кислорода белковые и другие посторонние вещества осаждаются, влага испаряется, а масло становится гуще и прозрачнее. Старые мастера XV - XVII веков использовали для приготовления красок не чистые масла, а чаще их соединения со смолами (копал, янтарь, мастике). Это замедляло старение связующего и обеспечивало более равномерное и быстрое высыхание красочного слоя.

Но краски, содержащие в большом количестве смолы или уплотненное масло, быстро загустевают и не могут долго храниться. Поэтому при фабричном производстве красок применяли малообработанные масла, в некоторых случаях с небольшими добавками смол или воска, который повышает пастозность красок.

Следует избегать избыточного количества масла, которое приводит к пожелтению и растрескиванию поверхности картин. Краски, изготовленные на чистых маслах, высыхают за счет реакции с кислородом. Происходит изменение химического состава, отчего жидкие масла превращаются в твердую и прочно сцепленную с основой пленку.

Чем больше проходит времени, тем более стойкой и нерастворимой становится эта пленка. Через несколько десятилетий даже сильные растворители уже могут только размягчить, но не растворить старые красочные пленки (возможно только их разрушение).